Опубликовано: Этнос, общество, цивилизация: I Кузеевские чтения.
Материалы международной научно-практической конференции. Уфа, 2006.
Абсалямова Ю.А.
(публикация подготовлена при поддержке гранта РГНФ
«Башкиры Оренбургской области: история, этнография, антропология. № 05-01-84100 а/у»)
Тамги – важный в прошлом элемент в общественных и социально-экономических отношениях башкир. Наряду с боевым кличом-ораном, птицей и деревом тамги являлись важнейшей и неотъемлемой частью родовой символики башкир. Тамги были тесно связаны с родовым этнонимом и в завуалированной форме передавали знак тотемного животного или птицы, тем самым, придавая ей сакральное, магическое значение. Экономическое значение тамги до XV–XVII вв. заключалось в том, что она обозначала собственность рода и племени на орудия труда, ценные вещи, обозначала границы родовых земель. Однако в XVIII–XIX вв. их социальная роль постепенно снижается и сужается их функция. В Восточном Оренбуржье по нашим материалам тамги, относящиеся к концу XIX–XX в. обнаружены на некоторых предметах быта, например на ручных каменных жерновах, деревянных ступах и т.д. Хорошо сохранились тамги на надмогильных плитах башкирских кладбищ. В XVIII–XIX вв. башкиры зачастую ставили тамги вместо подписи, и в архивных материалах сохранилось большое количество тамг башкир Усерганской волости Оренбургской губернии, относящихся ко второй половине XIX в. В фондах ГАОО имеются более десятка тамг по каждой деревне [1]. Исследуя тамги на надмогильных камнях башкирских кладбищ Кузеев Р.Г., Кузеев Н.Г., Гарипов Т.М. отмечают, что «топография однотипных тамг на кладбищах отражала систему расселения башкир в деревнях по родовым подразделениям». Разнотипность тамг в пределах одной деревни они объясняют родоплеменной и этнической смешанностью населения [2]. Данная методика применима и для исследования тамг содержащихся в архивных источниках. В статье предполагается восстановить родовой состав башкирских деревень Восточного Оренбуржья на основе тамг, содержащихся в архивах ГАОО и ЦГИА РБ. Главным образом это тамги, которые ставились башкирами вотчинниками при размежевании земель. В большинстве случаев в документах вместо подписи поставлены тамги. Однако немало и подписей на арабской графике. Поэтому не всегда возможно составить определенную картину процентного соотношения количества тамг различного вида, то есть, то, сколько жителей деревни имели определенную тамгу.